Валентин Николаевич Пармон
Поделился с нами своей историей пути в науку и рассказал о грядущих переменах в Сибирском отделении РАН и Академгородке в целом председатель СО РАН, доктор химических наук Валентин Николаевич Пармон.
О себе
Я из семьи военного, поэтому в детстве мы много раз переезжали. Первое приближение к науке произошло на Украине, где я пошел в первый класс. В то время в школе маленького украинского поселка, где мы жили, работало несколько технических кружков, которыми руководили специалисты из военной части отца и старшеклассники. Благодаря одному из этих старшеклассников я впервые увлекся техникой. Во втором и третьем классе единовременно посещал пять кружков в школе и в Доме пионеров поселка, старался успеть везде. Затем, в 58-м году, мы переехали в Минск, где уже пять дней в неделю я проводил в техническом кружке Минского Дворца пионеров, но старался поддерживать и другие увлечения. Хотел стать биологом либо биофизиком, разводил рыбок, выращивал овощи, гладиолусы, тюльпаны, кактусы. А в итоге я доктор химических наук, хотя по образованию и диплому – инженер-физик.
Интерес к технике подогревали успехи нашей космонавтики. Запуск первого спутника, затем второго, полет Гагарина. Я прекрасно помню, как в пятом классе нас собрали на линейку в школе и объявили о первом полете человека, советского, в космос. Это были настоящие ликование и торжество.
Занятия во Дворце пионеров привели к тому, что я стал двукратным чемпионом Белоруссии по радиоуправляемым морским моделям. Был членом взрослой сборной команды Белоруссии. Благодаря увлечению биологией и ботаникой стал главным юннатом города Минска.
Мне очень повезло с учителями – с первым учителем биологии и химии, с первым учителем математики и учителем химии в старших классах. Под их влиянием я полюбил эти предметы. Очень повезло с руководителем кружка морского моделизма. Кстати, из этого кружка вышел еще и академик НАН Белоруссии – директор Минского института тепло- и массообмена; правда он занимался в кружке на 10-15 лет позже меня.
По окончании школы прошел конкурс 1:10 и поступил в Московский физико-технический институт, надеясь стать биофизиком. Но вскоре понял, что на Физтехе биофизики занимаются не тем, чем хотел заниматься я. Поэтому на втором курсе проштудировал все университетские учебники по биологии с целью уйти на биофак МГУ. Однако при попытке забрать документы и перевестись в МГУ я потерпел неудачу. Документы в деканате мне не отдали. Старшие товарищи тогда посоветовали: «Не думай, что знаешь, чем необходимо заниматься. Найди руководителя». Здесь мне повезло, я встретил замечательного руководителя – Кирилла Ильича Замараева, тогда кандидата наук, а впоследствии - академика.
Обучение в институте мне давалось легко. Я стал Ленинским стипендиатом, старался экзамены сдавать досрочно, чтобы оставалось время на хобби. В 70-м году закончил военную водолазную школу. Получив профессиональные права водолаза, стал работать в экспедициях, что дало мне возможность побывать практически на всех морях Советского Союза и не только. Это были экспедиции геологов, геоморфологов, биологов и, уже в Новосибирске, даже экспедиции от Института геологии СО РАН на Командорские острова. Погружения с аквалангом как хобби осталось со мной на всю жизнь. Последние состоялись в этом году на Байкале и в Средиземном море, здесь - уже со всей семьёй.
Из Москвы в Новосибирск я приехал по приглашению Кирилла Ильича Замараева, чтобы заняться проблемами создания искусственного фотосинтеза. На эту тему состоялась и моя докторская диссертация, первая в этой области в Советском Союзе. Считаю, что как химик-синтетик я не вырос, но вырос как физико-химик и специалист в области сильных физических воздействий на химические процессы. Это для меня самое интересное.
Про отдых и семью
Я стараюсь регулярно плавать в бассейне в ластах. Если есть возможность, по субботам проплываю кролем больше трех километров. Летом – ласты и трубка, акваланг. Зимой – беговые и горные лыжи.
Что касается семьи, для меня – это надежный тыл. На супруге решение всех домашних вопросов, дети. Утром ухожу рано, прихожу вечером поздно. Время с семьей очень ценно, в рабочем ритме его удается выделить не много.
Планы на будущее
Основной задачей является решение многих вопросов жизни Сибирского отделения РАН, которые, по самым разным причинам, не были решены в предыдущие годы. После посещения Академгородка Президентом страны мы получили два важнейших поручения – инициировать комплексное развитие Академгородка и Сибирского отделения РАН в целом.
Миссия Сибирского отделения остается неизменной со времен его основания – это научное обеспечение таких направлений, как оборона страны, компетентная оценка природных ресурсов Сибири и возможность их использования, гуманитарные проблемы региона и, безусловно, после объединения трех Академий, проблемы медицины и сельского хозяйства. В данный момент мы видим, в каких именно направлениях мы можем продвинуться вперёд наиболее значительно. В частности, у нас очень хорошие перспективы взаимодействия медицины с биологией, аграрной науки с биологией. Есть внутренние вопросы, которые еще не решены, но их предстоит решить в ближайшее время. Прежде всего, необходимо восстановить координацию всех научных центров, разбросанных по разным регионам огромной Сибири.
На данный момент с Правительством РФ согласован глобальный план комплексного развития Сибирского отделения, включая и развитие научно-образовательной инфраструктуры.
Это не просто усиление отдельных институтов, а создание такой инфраструктуры, которая может быть использована в режиме центров коллективного пользования. У таких центров заказчиками могут быть не только институты, но и другие организации, занимающиеся решением задач, связанных с оборонным комплексом страны, геологией, медициной, развитием агрокомплекса Сибири и т.д. В связи с тем, что в Национальном проекте «Наука» поставлена задача решения кадровых вопросов, а именно увеличить число научных работников на несколько десятков тысяч человек, то обязательной составляющей плана развития Сибирского отделения является развитие нашей основной кузницы кадров - Новосибирского государственного университета. В следующем году планируем создать в Сибирском отделении около ста лабораторий с общей численностью около тысячи научных сотрудников.
Значительное увеличение численности научного контингента Академгородка, или, как мы говорим сейчас, Новосибирского научного центра, влечет за собой необходимость развития и социальной инфраструктуры. В перспективе, к 2035 году, предполагается увеличение численности общего населения ННЦ почти на 200 тысяч человек. Получится ли это, зависит от многих факторов, и одним из них является комфортность среды обитания. Академгородок создавался в начале 60-х, тогда он считался сверхкомфортной зоной. Что такое комфорт на сегодняшний день? Прежде всего, это решение вопросов транспортного обеспечения, качества дорог. Далее, безусловно, жилищно-коммунальные условия, и не только для научных сотрудников. Острейшая проблема социальной сферы для детей – это создание спортивных комплексов, а также того, что в моё время называлось «Дом пионеров», а теперь «Дом творчества». Прекрасный клуб юных техников Академгородка на данный момент ютится в маленьком помещении, здесь тоже необходимо новое решение. Сейчас активно обсуждается расширение 130-й школы, гимназии №3. Есть задачи по восстановлению и очистке лесов, пляжной территории, развитию ботанического сада. С одной стороны, все эти вопросы не должны входить в зону ответственности СО РАН, законом нам предписано иное. Но мы живем в Академгородке, мы единое целое. Планов - громадьё, и мы шаг за шагом движемся к достижению намеченных целей.
Что связывает с ЦНМТ
В Центре новых медицинских технологий я неоднократно проходил обследования. Благодаря талантливым специалистам в ЦНМТ можно получить быструю и высококвалифицированную диагностику и помощь. Очень приятно, что Центр активно трудится на поприще науки совместно с ИХБФМ СО РАН.
Пожелания читателям
Хочу пожелать читателям, конечно, здоровья. Оно появляется не путем лечения, а путем профилактики и укрепления. В этом, несомненно, помогут занятия спортом и хорошее настроение.